Статья для тех, кто хочет приклеить качественно, а не "приляпать и пусть отлетает"

Статья для тех, кто хочет приклеить качественно, а не "приляпать и пусть отлетает"
Есть мнение, что в России инструкции по применению читают в двух случаях - либо когда читать кроме инструкции нечего, либо когда читать инструкцию уже поздно.

В связи с коронобесием по поводу короновируса COVID-19, к нашей радости у нас появилось много новых клиентов. Но некоторые из клиентов предполагают, что самоклеющаяся пленка должна клеиться сама и к чему угодно, так как это очевидно из её названия.

Для наглядности сняли видео (инструкцию прочитать можно здесь):

Перед проведением любых работ разумно заранее составить план этих работ.

Это называется ПРОЕКТИРОВАНИЕ. Проектировщик должен представлять что именно, в каком количестве, каких размеров, в каком исполнении, на какие поверхности, каким способом, в какое время, какими силами, средствами и инструментами сигнальная разметка, напольная графика или знаки безопасности будут монтироваться. В каких условиях, какое время это должно эксплуатироваться и как будет демонтироваться. И еще, самое главное, как сделать так, чтобы это не представляло опасности споткнуться или подскользнуться.

Как правило этим никто не заморачивается, а потом пишут, звонят и негодуют.

Все это заканчивается после пары вопросов:

  1. Кто проектировал?
  2. Инструкцию по применению читали?

Разберем наиболее распространённые ошибки при монтаже. Приклеивание на грязную поверхность.

Грязная лента

Грязь забивает клеевой слой - адгезия снижается - элемент отклеивается при небольшом усилии.

Еще чаще поверхность не подходит для использования пленок с параметрами:

  • Толщина клея: 16 мкм
  • Адгезия 16Н/25 мм (FINAT-TM1)

Например:

Выход

Поверхность действительно не жирная и не пыльная, грубая штукатурка окрашенная водоэмульсионкой, но толщина клея на этом знаке безопасности всего-то 16 мкм и он приклеился где смог на вершинках шероховатостей поверхности стены. То есть площадь контакта клеевой поверхности знака со стеной в сотни раз меньше площади знака, соответственно и сила прилипания знака в целом уменьшилась на эту же величину.

Шероховатость поверхности — совокупность неровностей поверхности с относительно малыми шагами на базовой длине, измеряется в микрометрах (мкм).

Рисунки демонстрируют заполнение клеем шероховатостей поверхности в зависимости от чистоты обработки поверхности при толщине клея 16 мкм.

Схема заполнения клеем

Но шероховатость при приклеивании к поверхности - не зло. При равномерной шероховатости поверхности, одинаковой с толщиной клеевого слоя, адгезия даже возрастёт за счет увеличения площади контакта.

Бывают случаи, когда необходимо именно клеить изображение к поверхности, а поверхность имеет большую шероховатость.

Современные технологии позволяют решать такие задачи:

  1. Поверхность можно загрунтовать прозрачным грунтом точно под место будущего приклеивания. Есть грунтовки (праймеры) с уф-маркерами. При освещении ультра-фиолетом загрунтованной поверхности светиться будут только загрунтованные участки. Это позволяет не грунтовать лишнего и загрунтовать без пропусков. Грунтовка обладает высокой проникающей способностью, заполняет неровности поверхности снижая её шероховатость, кроме этого грунтовка после высыхания значительно повышает адгезию ко многим поверхностям. У не плотных поверхностей грунтовка способна повысить когезию на глубину пропитки поверхности.
  2. Использовать самоклеящиеся материалы с большей чем 16 мкм толщиной клеевого слоя. В продаже есть материалы с толщиной клеевого слоя 30, 50 и даже 100 мкм.
  3. Использовать самоклеящиеся материалы с очень эластичной основой, которая повторяет все неровности поверхности. Есть самоклеящиеся пленки для нанесения предварительно распечатанных на принтере граффити на кирпичные стены с сохранением текстуры кирпичной кладки.
  4. Часто применяют в "тяжелых случаях" основу из вспененного полиэтилена и ему подобных по свойствам "пластиков". Это позволяет компенсировать шероховатость поверхности более 1 мм.

Например, описываю и показываю технологию приклеивания пленки к асфальту с "шероховатостью" 5000 мкм =):

а) Обеспыливаем поверхность с помощью сжатого воздуха и размечаем её с помощью скотча.

Поверхность без пыли

б) Грунтуем усилителем адгезии.

Грунтовка

в) Наклеиваем разметку на основе двухстороннего вспененного скотча, толщиной 1 мм, пленки 80 мкм, адгезией 16н/25 мм, с толщиной клея 16 мкм, ламината износостойкого 250 мкм.И прикатываем колесом автомобиля, т.к. фетровым ракелем такой "сэндвич" не продавить.

Наклейка

Специально разместили "в колее" проезжей части.

Размещение

Движение, конечно, не как на Садовом кольце, но думаю, что если непосредственно на разметке фура не развернётся, то до зимы простоит.

На фото через 8 дней после монтажа. Дождик переносится легко.

8 дней

Это к тому, что у кого-то от кафельной плитки отлетает через 15 мин, где ходят ногами, а у кого-то на асфальте месяцами держится, где ездят фуры. ПРОЕКТИРОВАНИЕ!

Осень

Осень пережили =)

Зима

Зиму точно переживем. Что наклейке под снегом сделается то? Горячей водой растопил лед чтобы посмотреть как наклеечка "поживает". Поживает не плохо.

Прошло 2 года. Частично разрушилась наклейка. На проезжей части все таки. Загрязнилась, но результат превзошёл ожидание всё равно.

2 года

К вопросу 16н/25 мм - это много или мало?

Объясняю: адгезии 16н/25 мм вполне достаточно, чтобы наклейка держалась на лакокрасочном покрытии автомобиля 3 - 7 лет, выдерживая пескоструй из под колёс автомобиля, перепады температур - 40 + 90 С и самое неприятное - мойку "Кёрхером".

Отчет о 3-х летних испытаниях

Опять же демонстрирую показательную фотографию. Обратите внимание, знак ШИПЫ, "приляпанный водителем", отклеивается, а надпись из аналогичной пленки, но приклеенная "профессионалом" - держится.

3 года испытаний

Кроме перечисленных основных характеристик адгезивов существует в этой теме много всяких "подводных" камней типа "поверхностной энергии полимера" и прочее. Попробуйте, например, приклеить к парафину, покрасить полиэтилен или оцинкованную сталь. То-есть не то, что бы не решаемые задачи, но знаний технологии требуют. Это к тому, что даже не смотря на знания и опыт, мы на важных объектах, на которых проектируем, всегда пробуем как приклеится, т.к. бывало, что и к лакокраске автомобиля приклеить не получалось из-за "нанополироли" и к ступеням лестницы из-за "волшебной" грязеотталкивающей пропитки камня.

Смотрите также